отраслевые новости ТЭК
«Газпром» оставил Штокман будущему поколению
31.05.2013
powerenergy
В Чеченской Республике планируется создание новых производств электрооборудования
01.06.2013

Запас карман не тянет, он его сильно облегчает: эксперт о строительстве международных газопроводов

«Большие деньги это большая политика, а строительство трубопроводов это не только большие деньги, это еще и долгосрочное влияние и последующая привязка стран друг к другу. Именно поэтому столько копий ломается вокруг строительства трубопроводов. Но это не освобождает от необходимости правильно и по возможности объективно оценить будущие потребности региона в газе», — заявил Центру энергетической экспертизы  начальник аналитического отдела ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Николай Подлевских.
«Что касается оценок потребности в газе со стороны европейских покупателей, то здесь в расчет должны приниматься и сегодняшняя трудная ситуация в экономике и наращивание поставок СПГ со стороны Катара и Северной Африки, а так же возможные поставки СПГ из США. Но не стоит забывать и перспективный рост потребности в газе, в том числе по причине замещения газом других энергоносителей, — отметил эксперт. — Напомним, в частности, о планах основных стран Европы уходить от использования атомной энергии. В этой связи озвученные зампредом правления Газпрома Александром Медведевым прогнозы компании о том, что в 2020 году Европе потребуется дополнительные 80 млрд м3 (а к 2025 году -145 млрд м3) природного газа кажутся довольно амбициозными и оптимистичными, но не лишенными оснований».
По словам эксперта, пока газотранспортные системы являются избыточными. На сегодня в Европе имеется значительный потенциал незадействованных терминалов по приему СПГ. Избыточны и трубопроводные мощности. С учетом ГТС Украины резервы газоэкспортных возможностей Газпрома на сегодня оцениваются более, чем в 100 млрд м3. Так, проложенные две нитки трубопровода Северный поток, имеющие мощность до 55 млрд м3 газа в год, загружаются менее, чем наполовину. Сильно недозагруженной является ГТС Украины. В результате намеченного строительства газопровода Южный поток и двух новых веток Северного потока газотранспортные возможности Газпрома будут превышать 370 млрд м3, что более, чем в 2,5 раза превосходит текущий уровень экспорта Газпрома в Европу. В этой связи экономическая целесообразность строительства трубопровода Южный поток может быть поставлена под сомнение, так же как и избыточным кажется проект строительства трубопровода Ямал-Европа-2. Однако даже сами Планы построения альтернативных путей поставок газа резко снижают зависимость страны от транзитных проблем, и, как возможный вариант, позволят получить контроль над ГТС Украины. В этой связи накачивание избыточных газотранспортных мускулов уже не будет казаться пустой тратой денег.
«Строительство трубопроводов зависит не только от финансовых вливаний, но и от политических решений. Это касается и проекта Nabucco, который долгое время был виртуальной альтернативой нашему Южному потоку. Причем в утробно-бумажной фазе он пребывал порядка десятка лет, но в итоге так и не был реализован. Подписанное соглашение Азербайджана с Турцией по поставкам газа с их месторождения Шах-Дениз практически ставит крест на проекте Nabucco, поскольку в нем предполагалось, что азербайджанский газ, в том числе и из Шах-Дениз, станет наполнителем этого газопровода, — отмечат Подлевских. — Проект газопровода TANAP предполагает строительство в три очереди. Первая линия – самая маленькая – является наиболее реальной и связывает Азербайджан и Турцию. По ней поставки планируются в объеме до 16 млрд кубометров газа. Значительную часть их потребит Турция. Эту первую очередь можно считать пристрелочным вариантом, потому что, по моему мнению, в Турции она может и закончиться. Дело в том, что впереди по дороге этого газопровода лежит Грузия, которая захочет что-то за это получить. Объемы остальных двух очередей называют по разным данным от 30 млрд – это будет зависеть от разработки Шах-Дениз. Успешность проекта определяется многими аспектами, в том числе и тем, как будут развиваться события на Каспии. Вторая и третья очереди TANAP находятся в еще более отдаленной перспективе. По одному варианту – через Босфор в Турции и дальше в Южную Европу. По другому – могут построить терминал СПГ на средиземноморском побережье и возить газ в сжиженном виде в Южную Европу. Есть вариант поставок через Грузию и далее по дну Черного моря».
«Однако это все пока только виртуальные планы. Наиболее реалистичной и близкой к воплощению выглядит лишь первая очередь. Основная причина этого заключается в том, что по достоверным объемам добычи газа пока много вопросов, — уверен эксперт. —  Кроме того, не определен правовой статус Каспия, а также есть сомнения по территориям, где пройдет газопровод. Турция для европейских потребителей тоже не является бесспорной страной-транзитером, так как и курды, и сложные отношения Турции с Сирией могут создать проблемы для транспортировки. Варианты присоединения Туркмении к этому проекту упираются в Каспий. Не говоря уже о том, что у Туркмении есть альтернативы сбыта собственного газа в виде поставок в Китай и уже имеющихся проектов других южных газопроводов – конкурентов TANAP. Хоть туркмены и говорят, что у них возможности добывать газ есть в объеме больше 80 млрд кубометров прямо завтра, но нарастить объемы добычи в реальности, по мнению Газпрома, не так-то просто. Думаю, что говорить о дополнительной добыче в 15-20 млрд еще можно, хоть и с натяжкой, но точно не в близкой перспективе. Проект TANAP сталкивается с теми же проблемами, что и все трубопроводы: во-первых, найти деньги и уговорить тех, по чьим территориям пройдет труба; во-вторых, откуда добыть то, чем эту трубу можно наполнить; в-третьих, необходимо решить вопрос со спросом».
По мнению Полевских, на данный момент не очень точно понятно, насколько в Южной Европе будет расширяться спрос, что будет дальше с поставками из Северной Африки и какой будет динамика (и маршруты) поставок газа из расположенного в Персидском заливе месторождения Южный(Катар)/Северный(Иран) Парс.
«Что касается финансирования проекта TANAP, то сейчас это делают Азербайджан и Турция, которые между собой строят первую очередь, а затем подписанты будут, скорее всего, те же, что и в проекте Nabucco. Если TANAP и будет расширяться, то основными покупателями газа из этой трубы и потенциальными финансирующими странами будут Италия и Греция, которые испытывают сейчас определенные экономические трудности и особо не спешат с реализацией этого проекта. Северные же страны Европы, где есть и деньги, и возможности, снабжаются из российского Северного потока, прокладывание 3-ей и 4-й веток которого более вероятно и ближе, чем реализация проекта TANAP в полном объеме», — говорит эксперт. 
По его словам, на каждом из названных мною этапов этот проект сталкивается с проблемами – и денег не хватает, и наполнять нечем, и все это в динамике. Когда Туркмения была готова поставлять газ, не было возможности инвестировать, потом, как только она появилась, туркмены уже проложили свой газопровод в Китай. Сейчас уже с финансированием проекта из Европы сложности. Главная беда всех этих долгосрочных проектов заключается в том, что до половины закладывается политическая составляющая, когда все друг на друга давят и ищут решения в свою пользу.
«На тот же Шах-Дениз претендуют уже около пяти европейских проектов, хотя они все еще виртуальные. И в таких сложных и долгосрочных проектах, как газопроводы, при оценке их реалистичности нужно смотреть на то, что запланировано на ближайшие 3-5 лет. Если планы переваливают это срок, то это надо учитывать, и всерьез рассматривать, по моему мнению, такие проекты не стоит. В особенности там, где возникают избыточные газотранспортные мощности. Тем более что транспортный запас карман, конечно, не только не тянет, но в первую очередь потому, что сильно его облегчает». – подытожил Подлевских.

Loading

0

Автор публикации

не в сети давно

0
Комментарии: 0Публикации: 223Регистрация: 30-11--0001