powerenergy
Потребление электроэнергии в ЕЭС России в октябре 2010 года на 3,6 % превысило объем потребления в октябре 2009 года
10.11.2010
powerenergy
«Силовые машины» приступили к реконструкции гидроагрегата № 16 Чебоксарской ГЭС ОАО «РусГидро»
10.11.2010

Юрий Липатов: «Вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в области теплоснабжения относятся к числу важнейших государственных приоритетов России»

powerenergy

10 ноября 2010г. Председатель Комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов провел Круглый стол «О развитии нормативно-правовой базы по реализации положений Федерального закона № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты».

Тезисы выступления Ю.А. ЛИПАТОВА:

«Вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в частности в области теплоснабжения относится к числу важнейших государственных приоритетов России.

Что можно сказать об этом нормативном акте? Если при рассмотрении в первом чтении он представлялся законом об энергосбережении для ЖКХ, то окончательный его текст содержит очень большой потенциал норм государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Законом предусмотрен четкий график введения в действие норм в области энергосбережения.

На первом этапе это разработка региональных и муниципальных программ в области энергосбережения ( в этом году).

На втором этапе (до конца 2011 года) — повсеместная установка приборов учета энергоресурсов и переход к взаимным расчетам и государственному тарифному регулированию на основе данных приборов учета, а не утвержденных нормативов потребления.

В этот же период планируется введение управляющими организациями многоквартирных домов планов проведения обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенных перечнями, утверждаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также добровольных мероприятий в этой области.

Следующим этапом (до конца 2012 года) должно стать повсеместное введение системы обязательных и добровольных энергетических обследований и составления энергетических паспортов жилых домов, предприятий и иных объектов экономики, компаний, органов государственной власти, учреждений и создание государственной информационной системы учета данных таких обследований в масштабе всей страны.

Следующие по срокам исполнения положения закона могут быть реализованы только при условии строгого соблюдения сроков реализации предшествующих положений.

Однако реализация уже первого по срокам положения указанного Федерального закона — составление региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергеической эффективности (июль 2010 года) — прошла в отсутствие необходимых нормативных актов, в частности Требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В результате указанные программы в лучшем случае переписывались с аналогичных документов прошлых периодов (составленных до принятия закона), а в худшем переписывались с подходящей заменой слов "республика" и "область".

В настоящее время требуется скорейшая разработка нормативных актов, регулирующих вопросы: разработки и реализации федеральных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; определения перечня товаров, которые должны содержать информацию об энергетической эффективности, и правил нанесения такой информации; установления правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов; определения требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений; установления принципов определения перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд; установления порядка осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; установления правил создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обеспечение ее функционирования; установления требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению федеральными органами исполнительной власти.

Поскольку одним из основных направлений регулирования Федерального закона "Об энергосбережении…" является ЖКХ, то его концепция и ряд основных положений были реализованы принятым в июле этого года Федеральным законом № 190-ФЗ "О теплоснабжении", в частности, в части повышения энергоэффективности и энергосбережения в теплоснабжении, урегулирования вопросов надежности теплоснабжения, совершенствования государственного управления и тарифного регулирования в теплоснабжении.

Реализация основных положений указанного Федерального закона, однако, также тормозит отсутствие необходимых нормативных актов. Законом установлен четырехмесячный срок принятия ряда нормативных актов, НО ни один из них до настоящего времени не принят, более того, нет определенности, какой федеральный орган исполнительной власти ответственен за выпуск некоторых из этих нормативных актов. Перечень необходимых подзаконных актов также приведен в приложении к рекомендациям.

Необходимо отметить, что наряду с регулированием в сфере ЖКХ, которое прописано достаточно подробно, в Федеральном законе № 261-ФЗ содержится ряд положений лишь намеченных законодателем. Эти положения можно определить как вопросы повышения эффективности и просто рационального использования энергоресурсов. Эти вопросы традиционно находятся в сфере деятельности Комитета Государственной Думы по энергетике.

Общеизвестно, что на тонну продукции в черной и цветной металлургии, химии и нефтехимии в России тратится в два раза больше энергоресурсов, чем в развитых странах, из тонны нефти производится в два раза меньше бензина, чем на Западе, удельный расход топлива на российских тепловых станциях в полтора раза выше, чем в Европе и Америке, и это не касаясь вопроса о потерях в тепловых и электросетях, затрат на перекачку нефти и газа по трубопроводам из Сибири в Европу и многих других фактов отечественного бесхозяйственного отношения к топливно-энергетическим ресурсам.

В Федеральном законе № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено базовое понятие энергетических ресурсов, к которым, в частности относятся все виды энергии и, одновременно, энергоносители, такие как электрическая и тепловая энергия, углеводороды, вторичные и возобновляемые источники энергии. Закон содержит ряд норм по повышению эффективности использования энергоресурсов. В частности все лица, осуществляющие производство, добычу и транспортировку энергетических ресурсов обязаны проводит обязательное энергетическое обследование, целью которого и является получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов и составлять энергетические паспорта, в которых должна содержаться информация об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении, о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов), о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении.

Эти положения нуждаются в конкретизации того, что касается линий электропередач, электрических станций и источников тепловой энергии, нефтедобывающих и газодобывающих компаний, трубопроводов, предприятий топливно-энергетического комплекса в целом. Необходимо законодательно определить, что понимать под энергосбережением для линий электропередач и трубопроводов, как рассчитывать энергосбережение при производстве электрической и тепловой энергии, как, например, оценивать эффективность использования попутного нефтяного газа, вторичных источников энергии.

Эти базовые положения не могут быть расшифрованы в подзаконных актах, они должны быть урегулированы на законодательном уровне. В этой части кроме разработки нормативной базы требуется дополнение самого Федерального закона № 261-ФЗ в части повышения эффективности использования энергетических ресурсов и энергоносителей. Требуется закон об энергоэффективности и энергосбережении в ТЭК.

Федеральный закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержит норму об обязательном включении в число целевых показателей и перечня обязательных мероприятий региональных и муниципальных программ в области энергосбержения и повышения энергетической эффективности число случаев использования возобновляемых источников энергии. Реализация этих положений закона также затруднена отсутствием нормативных актов, которые должны были быть приняты в соответствие с изменениями, внесенными в Федеральный закон № 35-ФЗ №"Об электроэнергетике" в 2007 году.

Несколько лет на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект "Об использовании альтернативных видов моторного топлива", авторами было подготовлено несколько редакций законопроекта, ни у кого не вызывает сомнения необходимость его принятия, однако ведомственная разобщенность мешает подготовить действительно работоспособный закон.

В связи с реализацией основных положений Федерального закона № 261-ФЗ представляется необходимым пересмотреть концепцию законопроекта "Об использовании альтернативных видов моторного топлива". Новая концепция законопроекта должна включать реализацию следующих положений Федерального закона № 261-ФЗ, касающихся расширения использования альтернативных видов моторного топлива:

1. В соответствие с частью 6 статьи 14 указанного Федерального закона транспортным средствам использующим газомоторное топливо необходимо присваивать более высокий класс энергетической эффективности.

2. В составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов должны быть утверждены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включающие увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом с учетом доступности использования природного газа.

3. Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом.

4. В состав показателей энергетического обследования в случае обязательности его проведения в составе перечня типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должны содержаться сведения о количестве транспортных средств, переведенных на использование газомоторного топлива. Количество транспортных средств, переведенных на использование газомоторного топлива, должно фиксироваться в энергетическом паспорте предприятия (организации).

5. При размещении заказов на поставки транспортных средств для государственных или муниципальных нужд при равных прочих условиях, органы государственной власти и местного самоуправления обязаны закупать транспортные средства, использующие газомоторное топливо.

Подчеркиваю, что Комитет Государственной Думы по энергетике намерен всерьез заниматься вопросами энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Это касается как работы с Правительством по принятию необходимых для реализации базового закона подзаконных актов, так и развитию самого закона, реализацией заложенных в нем механизмов энергосбережения во всех областях экономики, в первую очередь в топливно-энергетическом комплексе».

ДЛЯ СПРАВКИ: На круглом столе выступили: ЛИПАТОВ Юрий Александрович — Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, БУЛГАКОВА Ирина Александровна — Руководитель департамента ЖКХ Минрегиона, ДОРЖИНКЕВИЧ Станислав Иренеушевич – Заместитель руководителя Департамента Минэнерго, КОРОЛЕВ Виталий Геннадьевич — начальник управления контроля энергетики ФАС, СЕМЕНОВ Виктор Германович — Президент НП "Российское теплоснабжение", ЧИБИС Андрей Владимирович — Директор по правовым и корпоративным вопросам ОАО "Российские Коммунальные системы", СЛОБОДИН Михаил Юрьевич — Генеральный директор ЗАО "Комплексные энергосистемы", ГОРЯЕВ Владимир Васильевич — Директор СРО "НП профессиональное объединение энергоаудиторов" от Российской ассоциации "Коммунальная энергетика", КОЗЛОВ Михаил Вадимович — Директор по инновациям и ВИЭ ОАО «РусГидро», МАТЮШЕЧКИН Валерий Николаевич — заместитель начальника Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа — начальник Управления по газификации и использованию газа ОАО "Газпром", КИМ Анатолий Афанасьевич — Начальник Управления ОАО "Газпром — газэнергосеть", КОЖУХОВСКИЙ Игорь Степанович — Генеральный директор ЗАО Агентства по прогнозированию балансов а электроэнергетике, РАМЕНСКИЙ Александр Юрьевич — Заместитель Председателя Национальной ассоциации водородной энергетики, ИВАНОВ Валентин Борисович — Председатель подкомитета по энергоэффективности Комитета по энергетической политике и энергоэффективности РСПП, МИХАЙЛОВ Юрий Григорьевич — Руководитель дирекции по энергоэффективности ОАО "ИнтерРАО"

Участники "круглого стола", представители федеральных органов исполнительной власти, представители энергетических компаний и общественных организаций, компаний жилищно-коммунального комплекса, рассмотрев вопросы реализации положений федеральных законов № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты " и № 190-ФЗ "О теплоснабжении" рекомендовали:

Комитету Государственной Думы по энергетике создать рабочую группу по разработке с учетом положений Федерального закона № 261-ФЗ концепции законопроекта, регулирующего повышение эффективности использования энергоносителей; доработать, с учетом положений Федерального закона № 261-ФЗ законопроект "Об использовании альтернативных видов моторного топлива";

Правительству Российской Федерации в кратчайшие сроки принять разработать нормативно-правовые акты, необходимые для реализации: основных положений Федерального закона № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положений Федерального закона № 190-ФЗ "О теплоснабжении".

Loading

0

Автор публикации

не в сети 9 часов

Энергострана.ру

0
Корреспондент портала
Комментарии: 0Публикации: 4642Регистрация: 11-05-2019