Конкурс КонТЭКст стартует в девятый раз!
TWITTER ЭНЕРГОСТРАНЫ

Сбыт – это связующее звено, как мозг в организме человека

Сбыт – это связующее звено, как мозг в организме человека Деятельность гарантирующего поставщика электроэнергии отличается от работы независимой энергосбытовой компании не только необходимостью принять на обслуживание любого обратившегося, но и жёстким государственным регулированием. Тем не менее, гарантирующие поставщики остаются опорой в энергоснабжении потребителей по всей стране. О работе гарантирующего поставщика электроэнергии Мурманской области мы беседуем с управляющим директором ОАО «Колэнергосбыт» Анной Стогний.

- Анна Евгеньевна, многие обвиняют поставщиков электроэнергии в их посреднической деятельности. Каково место сбыта под солнцем?

- Поставка (или сбыт) электроэнергии как отдельный вид деятельности существовал в течение десятилетий и в те времена, когда работали единые интегрированные энергетические компании. В Мурманской области сбытовое подразделение было в составе единого «Колэнерго» и называлось сначала филиал «Энергонадзор», а затем филиал «Энергосбыт». Деятельность по заключению договоров энергоснабжения с потребителями и их  обслуживанию, ведению расчётов сильно отличается от деятельности по ремонту и эксплуатации электрических сетей. В силу этого сбыт и был выделен в отдельное структурное подразделение, а затем в независимый вид деятельности, поскольку должна быть некая структура, которая специализируется на том, чтобы взаимодействовать с потребителем. Причём с каждым из многих тысяч потребителей – и с организациями, и с населением.

Специфика сбытовой деятельности в электроэнергетике, особенно – деятельности гарантирующих поставщиков, как раз и заключается в том, что необходимо взаимодействовать с большим количеством потребителей, заключать тысячи договоров энергоснабжения. И при этом невозможно заключить и исполнить договор о том, что в следующем месяце будет поставлено ровно 10 тысяч кВтч. Особенность электроэнергии как товара в том, что она производится и потребляется одновременно, при этом она производится и потребляется в необходимом количестве. И требуются специалисты и специальное программное обеспечение, которое даёт возможность не просто составить договор, но и рассчитать его.

Что означает «рассчитать»? По каждому договору (а их тысячи), по каждой точке учёта, за каждый период по правильному уровню напряжению и ЧЧИМ должен быть произведён расчёт в киловатт-часах и рублях. Зачастую схемы электроснабжения потребителей таковы, что за одним расчётным прибором учёта подключены ещё несколько счётчиков других потребителей, и это требуется учитывать в расчётах, как в ряде случаев необходимо учитывать и потери электроэнергии. Таким образом, расчёт не является простым арифметическим действием, это сложная комплексная задача по обработке множества данных, причём за короткий срок. После расчёта платёжные документы доставляются потребителю, далее необходимо взаимодействовать на тему оплаты счетов, т.к. у потребителей возникают вопросы, бывают и разногласия. Все эти задачи тоже решает сбыт.

С добросовестными потребителями после заключения договора на выставлении и отправке счетов на некоторое время взаимодействие заканчивается - оплата придёт в срок. Но не всё так идеально. С существенной частью потребителей, а это примерно 15-20%, возникают проблемы неплатежей.


- К каким последствиям это ведёт?


- Неплатежи потребителей означают, что не только Колэнергосбыт не получил деньги за отпущенную электроэнергию. Это означает, что деньги не поступили тем, кто стоит за спиной Колэнергосбыта, – генерирующим компаниям, которые за тысячи километров отсюда произвели электроэнергию, сетевым компаниям, причём не только нашим региональным, но и Федеральной сетевой компаний, работа которой заключается в том, чтобы принять электроэнергию от станций и передать в региональные сети. Не получат оплату и инфраструктурные организации, такие, как диспетчерские управления, обеспечивающие надёжность эксплуатации всей энергосистемы.


- Что же будет, если потребитель не оплатит электроэнергию?


- И электростанции и сети, и другие работающие над обеспечением электроснабжения потребителей организации не получат средства. Это значит, что они не отремонтируют своё оборудование, не модернизируют его, т.е. фактически не смогут в полном объёме выполнить свои функции. Получается, что из-за того, что некоторые потребители не платят, через какое-то время добросовестные клиенты ощутят на себе последствия снижения надёжности электроснабжения.

Связующим звеном между теми, кто электроэнергию произвёл и передал, и потребителем и является энергосбыт. Он не посредник, а координатор, как мозг в организме человека.

Кажется, что в цепочке энергоснабжения сбыта нет: воткнул вилку в розетку - всё работает. А как потребитель узнает, сколько он потребил, произведёт расчёт? Из розетки такая информация не появится. Несмотря на то, что электроэнергия поставляется бесперебойно, она является таким же товаром, и он не может быть бесплатным. Когда-то были единые тарифы, сейчас тарифы дифференцируются и по уровню напряжения, и по числу часов использования мощности. Это не прихоть сбыта – это логика государственной реформы энергетики. Множество организаций - потребителей электроэнергии - при всём желании, минуя сбыт, не смогут подсчитать, сколько и на какую сумму они потратили энергии.


- Как отразится снижение сбытовой надбавки на деятельности гарантирующего поставщика?


- Очевидно, что если деятельность регулируется, как у гарантирующих поставщиков, и есть орган, уполномоченный государством, который устанавливает каждому гарантирующему поставщику сбытовую надбавку, то расходы гарантирующего поставщика планируются от этой установленной цены его работы. Понятно, что если организация оказывает услуги и проводит работу, но не может сама установить на них цену, то её снижение, в нашем случае - сбытовой надбавки, приведёт к снижению необходимой валовой выручки. Уменьшение поступления денежных средств приведёт к тому, что некие необходимые и запланированные расходы не будет возможности производить. Стоит учесть и то, что и в той сбытовой надбавке – 5,9 коп./кВтч, которая была установлена в начале года, были учтены не все экономически обоснованные расходы.

Для сравнения, у Мосэнергосбыта и у большинства гарантирующих поставщиков в России сбытовая надбавка порядка 10-11 коп./кВтч. У Колэнергосбыта сбытовая надбавка в начале года составляла 5,9 коп/кВтч, а теперь она снижена до 5,497 коп./кВтч., т.е. примерно на 0,4 коп.


- Гарантирующий поставщик может защитить своих потребителей от роста цен?

- ГП имеет ограниченные возможности влияния на цены оптового рынка, в первую очередь, из-за того, что его деятельность жёстко регулируется. Но в то же время он может защищать потребителя и в других областях – например, помочь рассчитать потери и отстоять их перед сетевой организацией. Это позволит снизить цифру потерь электроэнергии, которая учитывается при расчётах. Таким образом, у сбыта есть возможности помогать потребителю в работе.


- Что можно посоветовать предпринимателям, чтобы оптимизировать расходы на электроэнергию?


- Во-первых, всегда следует рассмотреть возможность перехода на другой тариф. Двуставочный тариф может быть выгоден тем предприятиям, у которых график потребления ровный в течение суток, нет пиков и провалов. Предприятиям, которые могут регулировать потребление по зонам суток, выгоден зонный тариф, когда в пиковые часы с высокой стоимостью электроэнергии можно снизить расход. В остальном же расход электроэнергии зависит от самого потребителя, от умения рационально хозяйствовать, планировать потребление, отключать неиспользуемые энергоприборы, т.е. экономить электроэнергию всеми возможными способами. По словам экспертов, в российской экономике есть 40%-ый потенциал для энергосбережения, где-то для снижения затрат требуются дорогостоящие мероприятия, а где-то только организационные, помогающие выявить резервы экономии.


Пресс-служба ООО "КРЭС-Альянс"





Нравится
 

ФОТОНОВОСТИ
23.10.2017
Московское РДУ приняло участие в учениях по ликвидации нарушений электроснабжения потребителей в столице
20 октября в Москве в рамках подготовки к прохождению осенне-зимнего периода (ОЗП) 2017/2018 года прошли совместные противоаварийные учения Филиала...
 
20.10.2017
В рамках Всероссийского фестиваля #ВместеЯрче в Воронежском РДУ прошел праздник «Моя большая энергосемья»
В Филиале АО «СО ЕЭС» «Региональное диспетчерское управление энергосистемы Воронежской области» (Воронежское РДУ) для детей сотрудников прошел...
 
20.09.2017
Журналисты посетили диспетчерский центр управления энергосистем Курской, Орловской и Белгородской областей в рамках пресс-тура к 15-летию Системного оператора
В Курской области состоялся пресс-тур «Партнерство, нацеленное на энергобезопасность России», приуроченный к 15-летию Системного оператора, 25-летию Росэнергоатома...
 
Все фотоновости
Аудио, видео
ООО "ТНС энерго Пенза" объединило усилия с Водоканалом в работе с должниками
Охрана труда в в организациях жизнеобеспечения О кадрах в энергетике Все материалы
 
 
© Энергострана, 2017
Контакты для связи: energostrana@gmail.com,