Конкурс КонТЭКст стартует в девятый раз!
TWITTER ЭНЕРГОСТРАНЫ

Сбыт должен отстоять интересы потребителя

Сбыт должен отстоять интересы потребителя Проблемы энергоснабжения и цен на электроэнергию волнуют всех предпринимателей без исключения. Рост стоимости электроэнергии в 2011 году добавил остроты в дискуссию о реформе энергетики, роли энергосбытовых компаний и реальных ценах необходимого всем ресурса. На эту тему мы беседовали с генеральным директором энергосбытовой компании "КРЭС" Еленой Присяжнюк.
 

- Елена Анатольевна, с какой целью создавались сбытовые компании?

- В начале реформы, на этапе, когда вступало в действие новое законодательство, виды деятельности в электроэнергетике были разделены на конкурентные и монопольные. Процесс электроснабжения был принципиально изменен по опыту развитых стран: были выделены генерирующие, сетевые и сбытовые компании, соответственно, производящие, передающие и продающие электроэнергию. Каждый должен заниматься своим делом и совершенствоваться в своём направлении. Можно ли было обойтись без сбытовых компаний и оставить продажу электроэнергии сетевым компаниям? Очевидно, что в рыночной экономике сетевая компания, занимающая монопольное положение, не может быть продавцом товара, который она транспортирует. Владение сетями ограничивает развитие конкуренции в сбытовом сегменте, так как потребитель в случае покупки электроэнергии через сетевую организацию никогда не сможет реализовать право выбора, так же, как и генератор – выбрать свой рынок для продажи производимого им товара. Конечно, у Вас сразу же возникнет вопрос о том, что у потребителя и сейчас такого права нет, но здесь играет роль другой фактор – отсутствие развития конкуренции в розничном сегменте рынка обусловлено проблемой перекрёстного субсидирования населения.


- Бытует мнение, что сбытовые компании являются простыми посредниками. Можете ли Вы с этим согласиться?
 

- С одной стороны, сбытовая компания – действительно посредник между производителем и потребителем. С другой стороны на рынке любого товара посредники объективно необходимы: крупному генератору как производителю товара, пусть и специфического, эффективно работать с каждым отдельно взятым потребителем индивидуально невыгодно. И в этом смысле электроэнергия ничем не отличается от любого другого товара, продажу которого осуществляют дилеры и дистрибьюторы. Мало кто из владельцев кафе или ресторанов едет покупать посуду к её производителям.
И я убеждена, что каждая сбытовая компания прекрасно понимает, что её задача не просто продать электроэнергию потребителям, обеспечив финансовый поток для генераторов и сетевых компаний. Это, несомненно, важная задача, но решаться она должна в рамках взаимовыгодного тесного сотрудничества потребителя и всех участников рынка.
 
Другое дело, что существующая модель рынка электроэнергии не позволяет сегодня развиваться конкуренции на розничном рынке и существенно ограничивает право потребителя на выбор поставщика. Обусловлено это, прежде всего, как я уже говорила, проблемой перекрёстного субсидирования населения. Тем не менее, подвижки в этом направлении уже существуют и немаловажную роль в этом играют предприятия малого и среднего бизнеса, правомерно требующие от государства ликвидировать такую форму поддержки населения за счёт бизнеса.


- Что сегодня компания готова и имеет возможность предложить предпринимателям? И что, по вашему мнению, предприниматели ждут от вас?
 

Прежде всего, потребитель хочет получать электроэнергию в необходимых объёмах по оптимальной стоимости. И если в действующей модели рынка повлиять на конечную цену мелкий покупатель не имеет возможности, то возникает необходимость контролировать и снижать объёмы электропотребления. Другими словами, учиться рационально тратить электроэнергию, как на бытовые нужды, так и для производства товаров и услуг. На крупном энергоёмком предприятии существуют высококвалифицированные отделы энергетиков, которые способны решать задачи энергоэффективности и энергообеспеченности предприятия. Но когда мы говорим о малом и среднем бизнесе, то наличие профессионалов-энергетиков – большая редкость. Вот и «ходят по мукам» пекари, лекари, парикмахеры, просто мелкоторговцы. Теряют терпение, доверие, желание платить за поставленные ресурсы.
 
Заключая в интересах потребителя договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с сетевой организацией, являющейся в пределах города монополистом, сбытовая компания должна эти интересы соблюсти, предлагая квалифицированную поддержку, в том числе, и на стадии подготовки технических документов для договора энергоснабжения, а также при заключении договора на технологическое присоединение.
 
Кроме того, мы активно предлагаем свои услуги в области энергосбережения. Да, цена электроэнергии растёт, но ведь стоимость электроэнергии складывается из цены и её объёма. И мы должны задумываться сегодня над рациональным использованием электрической энергии.
 
Приведу простой пример. В Финляндии хорошо развит лыжный спорт, и многокилометровые лыжные трассы все освещены, хотя электроэнергию дешёвой не назовешь. Но! Везде установлены датчики движения, и освещение включается только тогда, когда это необходимо. Почему они могут себе позволить, по сути, освещение леса для одного человека? Может быть, потому что они подошли к этому рационально? Почему мы позволяем себе оставлять круглосуточно горящие лампочки или работающий телевизор? Наверное, потому что не считаем нужным думать о количестве израсходованной электроэнергии, а говорим только о цене на неё. Так вот, предлагая разработку программ энергосбережения для предприятий, пропагандируя необходимость рачительного отношения к жизненно важному ресурсу, мы самым непосредственным образом помогаем потребителям справиться с ростом цен на электроэнергию.


- Может ли уменьшить затраты на электроэнергию переход на зонные тарифы?
 

- Для определённой категории потребителей, безусловно, да. Зонные тарифы предполагают дифференцирование цен по времени суток, в зависимости от нагрузки на энергосистему. В часы пиковых нагрузок цена максимальна. Ночью же, когда потребление резко снижается, цены минимальны. И если для предприятия целесообразно перейти на эксплуатацию энергоёмкого оборудования именно в ночной период, то это положительно скажется на затратах. И таким потребителям, действительно, переход на зонные тарифы может быть выгоден. Но нужен точный расчёт, и здесь мы также можем предложить свои услуги.


- Но если у меня магазин, работающий с 9 до 21, т.е. в пиковое время, мне невыгодно переходить на зонные тарифы. Как быть?
 

В этом случае остаётся только один путь – инвестиции в энергосберегающие технологии и оборудование. Да, это затратно. Но это однозначно даст в будущем положительный эффект. За примерами далеко ходить не надо: наши северные соседи активно такие технологии используют и получают ощутимый экономический результат.
 
Сбытовая организация, на мой взгляд, должна научиться оказывать и такую поддержку потребителю. И в этом направлении мы тоже работаем.


- КРЭС прекратил свою деятельность в статусе гарантирующего поставщика и сегодня работает на рынке как независимая сбытовая компания. Как это отразилось на деятельности организации?
 

- Безусловно, положительно. КРЭС теперь не обязан работать по условиям, которые навязываются регуляторами рынка. Это касается и тарифных меню для потребителей, и возможностей развития дополнительных услуг. Теперь у нас есть более широкие возможности для развития. Конечно, в существующих условиях рынка мы не можем активно использовать ценовые методы конкуренции, вряд ли какая-либо торговая сеть стала бы продавать товары ниже затрат на их приобретение и транспортировку. Но мы, однозначно, заинтересованы в отстаивании интересов потребителей перед генераторами и сетевыми компаниями, чего отдельно взятый потребитель сделать не в состоянии.


- Цены на электроэнергию в этом году существенно возросли. Отразилось ли это на платёжной дисциплине потребителей?
 

- Предприятия среднего и малого бизнеса были и остаются нашими самыми стабильными плательщиками.


Пресс-служба ООО "КРЭС-Альянс"


Нравится
 

ФОТОНОВОСТИ
23.10.2017
Московское РДУ приняло участие в учениях по ликвидации нарушений электроснабжения потребителей в столице
20 октября в Москве в рамках подготовки к прохождению осенне-зимнего периода (ОЗП) 2017/2018 года прошли совместные противоаварийные учения Филиала...
 
20.10.2017
В рамках Всероссийского фестиваля #ВместеЯрче в Воронежском РДУ прошел праздник «Моя большая энергосемья»
В Филиале АО «СО ЕЭС» «Региональное диспетчерское управление энергосистемы Воронежской области» (Воронежское РДУ) для детей сотрудников прошел...
 
20.09.2017
Журналисты посетили диспетчерский центр управления энергосистем Курской, Орловской и Белгородской областей в рамках пресс-тура к 15-летию Системного оператора
В Курской области состоялся пресс-тур «Партнерство, нацеленное на энергобезопасность России», приуроченный к 15-летию Системного оператора, 25-летию Росэнергоатома...
 
Все фотоновости
Аудио, видео
ООО "ТНС энерго Пенза" объединило усилия с Водоканалом в работе с должниками
Охрана труда в в организациях жизнеобеспечения О кадрах в энергетике Все материалы
 
 
© Энергострана, 2017
Контакты для связи: energostrana@gmail.com,